Благочестивые индусы традиционно начинают день с омовения в реке, а если ее нет поблизости, то у себя дома. Они верят, что так они освящаются. Затем, еще до завтрака, они отправляются в храм, чтобы поднести цветы и пищу богу, которого почитают в той местности. Кто-то вымоет, украсит божество и обсыплет его порошками красного и желтого цвета.
Практически в каждом доме есть уголок, а то и целая комната для почитания семейного божества. Где-то наибольшей популярностью пользуется Ганеша, бог-слон. Его всегда молят об успехе и благополучии, ведь он считается богом, устраняющим препятствия. Где-то самый почитаемый бог — Кришна, где-то Рама, Шива, Дурга или кто-то еще. Тара Ч. (Катманду, Непал)
ЧТО же такое индуизм? Почитание животных, омовение в Ганге и деление на касты, как это упрощенно представляют себе на Западе? Вовсе нет. Индуизм — это совершенно иное миропонимание, далекое от западных ценностей. Если на Западе жизнь воспринимается как временная прямая, с последовательностью исторических событий, то для индусов жизнь — повторяющийся цикл, в котором история человечества далеко не главное.
2 Дать определение этой религии не так-то легко, поскольку у нее нет ясного вероучения, священнической иерархии или руководящего органа. Но есть свами (учители) и гуру (духовные наставники). В одной книге по истории религии дается такое определение индуизма: «Это целый комплекс учений и традиций, сложившихся еще со времен составления древнейших (и самых святых) писаний — Вед». В другой книге говорится так: «Можно сказать, что индуизм — это религия богов Вишну, Шивы, богини Шакти, а также их воплощений, ипостасей, супругов и потомков». (К таковым можно отнести воплощения Вишну — Раму и Кришну, а также жену и сыновей Шивы — Дургу, Сканду и Ганешу.) Известно, что в индуизме 330 миллионов богов, но при этом считается, что это не политеистическая религия. Как это возможно?
3 Индийский писатель А. Партхасаратхи объясняет: «Индусы — не многобожники. Они почитают одного Бога... Различные боги и богини индуистского пантеона — лишь выражение сил и функций единого верховного Бога в материальном мире» (Parthasarathy A. The Symbolism of Hindu Gods and
Rituals).
4 Индусы часто называют свою религию санатана-дхарма, что означает вечный закон или порядок. Индуизм — это на самом деле очень широкое понятие, включающее в себя бессчетное множество школ и сект (сампрадай), в течение тысячелетий развивавшихся и процветавших на почве древнеиндийской мифологии. В одной энциклопедии говорится, что «индийская мифология — это густые и непроходимые джунгли. Стоит в них углубиться, как дневной свет меркнет и ты теряешь ориентацию» (New Larousse Encyclopedia of Mythology). И все же мы попытаемся рассмотреть некоторые особенности и учения этой веры.
Глубокие корни индуизма
5 Хотя индуизм не столь широко распространен, как другие крупные религии, в 2000 году насчитывалось порядка 800 миллионов его приверженцев, то есть 1/8 (13 процентов) населения планеты. Причем большинство индуистов живет в Индии. Возникают уместные вопросы: как и почему лоном индуизма стала именно Индия?
6 Существует теория, что индуизм зародился около 3 500 лет назад, когда в долину Инда (сейчас территория Индии и Пакистана) с северо-запада мигрировали светлокожие арии. Оттуда они расселились вдоль реки Ганг и по всей Индии. Некоторые ученые говорят, что религиозные верования переселенцев были основаны на древних иранских и вавилонских учениях. Так, в индуизме можно найти легенду, родственную многим мифологиям мира,— легенду о Потопе. (Смотрите рамку на странице 120.)
7 Но какой же культ там отправлялся до прихода ариев? Вот что поведал археолог Джон Маршалл: «Статуэтками беременной женщины, чаще всего обнаженной, с массивными ожерельями и затейливыми прическами, представлена „великая богиня-мать“. „Бог-мужчина“, „в котором сразу угадывается прото-Шива“, изображается сидящим, как йог, сложив ступни вместе, с восставшим фаллосом (что напоминает о культе лингама [фаллоса]), в окружении зверей (один из эпитетов Шивы — „господин животных“). Множество каменных изображений мужских и женских гениталий... указывает на культ лингама и йони Шивы и его супруги» (World Religions — From Ancient History to the Present). По сей день Шиву почитают как бога плодородия и фаллоса. Этот бог восседает на быке Нандине.
8 Индолог Свами Шанкарананда не согласен с толкованием Маршалла. Он говорит, что изначально эти каменные амулеты, называемые иногда шивалингамами, были символами «небесного огня, солнца и солнечного огня, лучей». Шанкарананда утверждает, что «фаллический культ... на первых порах не был религиозным. Это вторичный результат вырождения. Люди низвели слишком высокий и непостижимый для них идеал до своего уровня». В качестве контраргумента западной критике индуизма он сослался на то, что крест — фаллический языческий символ, а значит, «христиане... участвуют в фаллическом культе» (Sankarananda S. The Rigvedic Culture of the Pre-Historic
Indus).
9 Со временем верования, легенды и мифы Индии нашли свое отражение в письменной форме; теперь они составляют священные тексты индуизма. Эти писания весьма объемны, но даже они не претендуют на то, чтобы сформулировать индуистское вероучение.
Священные тексты индуизма
10 Древнейшие писания индуизма — Веды. Это молитвы и гимны, собранные в Ригведе, Самаведе, Яджурведе и Атхарваведе. Они составлялись в течение столетий, и их написание было закончено примерно к 900 году до н. э. Впоследствии Веды были дополнены другими писаниями — Брахманами и Упанишадами.
11 Содержание Брахманов сосредоточено вокруг домашних и храмовых ритуалов и жертвоприношений, дается также подробное объяснение их глубокого смысла. Их стали записывать приблизительно с 300 года до н. э. или позднее. Упанишады (буквально «сидение подле учителя»), известные также как Веданта, написаны примерно в 600—300 годах до н. э. Это философские трактаты индуизма, содержащие размышления о причине всякого поступка и мысли: учения о сансаре (перевоплощении души) и карме (вере в то, что поступки, совершенные в прошлой жизни, определяют качество теперешнего бытия).
12 Еще есть писания, которые называются Пуранами. Это пространные мифические рассказы и аллегории о богах, богинях и героях индуизма. В эту многотомную библиотеку входят также книги Рамаяна и Махабхарата. Первый из этих эпосов — история «господа Рамы... самого славного из всех образов, представленных в писаниях» (по определению А. Партхасаратхи). Рамаяна — это один из самых популярных индуистских текстов, он датируется примерно IV веком до н. э. и повествует об истории героя Рамы, или Рамачандры, которого индусы считают образцовым сыном, братом и мужем, а также седьмой аватарой, или воплощением, Вишну, и его имя часто используется в приветствиях.
13 По словам Бхактиведанты Свами Прабхупады, основателя Международного общества сознания Кришны, «„Бхагавад-гита“ [часть Махабхараты] — это свод принципов высшей нравственности. [...] Наставления, изложенные в „Бхагавад-гите“, составляют свод высших религиозных и моральных принципов. [...] Последнее наставление „Бхагавад-гиты“ является последним словом морали и религии: предайся Кришне» (БГ 18:78, комментарий).
14 Бхагавадгита («божественная песнь»), которую называют «квинтэссенцией духовной мудрости Индии», повествует о состоявшемся на поле битвы «диалоге Господа Шри Кришны, Личности Бога, и Арджуны, Его близкого друга и преданного, которого Господь обучал науке самоосознания». Тем не менее Бхагавадгита — лишь крупица огромной библиотеки священных книг индуизма. Некоторые из этих писаний (Веды, Брахманы и Упанишады) рассматриваются как шрути («услышанное»), то есть как непосредственное откровение. Другие, например эпосы и Пураны, рассматриваются как смрити («запомненное»), то есть как предания, созданные людьми, хотя и полученные через откровение. Среди них наиболее известен индуистский свод религиозных и светских законов, называемый Манусмрити, или «Законы Ману», излагающий основу кастовой системы. Какие же учения возникли на основании этих писаний?
Учения и уклад жизни — ахимса и варна
15 В индуизме, как и в других религиях, имеются основные понятия, определяющие мышление и быт. Одно из таких понятий — ахимса (санскр. ахинса), или ненасилие, провозглашавшееся Мохандасом Ганди (1869—1948), которого прозвали Махатмой. (Смотрите рамку на странице 113.) В согласии с этой философией, индусы не должны причинять вред живым существам или губить их, что отчасти объясняет, почему они почитают некоторых животных — коров, змей, обезьян. Самые взыскательные приверженцы учения об ахимсе, требующие уважения к жизни,— джайны (последователи джайнизма, основанного в VI веке до н. э.). Они ходят босиком и даже носят на лице повязку, чтобы случайно не проглотить насекомое. (Смотрите рамку на странице 104 и фотографию на странице 108.) А вот сикхи, наоборот, известны своими воинскими традициями. Самая распространенная среди них фамилия — Сингх — переводится как «лев». (Смотрите рамку на страницах 100—101.)
16 Широкоизвестная кастовая система, или варна, жестко делит индийское общество на сословия. (Смотрите рамку на странице 113.) Нетрудно заметить, что кастовые преграды в Индии все еще актуальны, хотя их уже отвергли буддисты и джайны. Кастовое сознание глубоко укоренилось в индусах; избавиться от него так же трудно, как, скажем, американцам — от расовых предубеждений. Подобные проявления классовости до сих пор наблюдаются (правда, не так выраженно) у британцев и других народов (Иакова 2:1—9). Итак, в Индии с самого рождения человек принадлежит к той или иной касте и не в его власти что-то изменить. Более того, средний индус ничего и не пытается предпринять. Он рассматривает свою участь как неизбежность, предопределенную его прежней жизнью, или кармой. Но как возникла кастовая система? Давайте еще раз обратимся к индуистской мифологии.
17 Согласно мифологии индуизма, четыре основные касты с самого начала были созданы из членов тела Пуруши, первопредка человечества. В гимнах Ригведы говорится:
Когда разделили пурушу, на сколько частей он был разделен?
Чем стали уста его, чем руки, чем бедра, ноги?
Брахманом [высшей кастой] стали его уста, руки — кшатрием,
Его бедра стали вайшьей, из ног возник шудра. — Перевод В. Кочергиной
18 Таким образом, считается, что высшая, священническая каста брахманов образована из уст Пуруши, находящихся выше других частей его тела. Кшатрии — класс правителей и воинов — возникли из его рук. Вайшьи, или вайшии, торговцы и земледельцы, происходят из его бедер. А низшая каста, шудры, получилась из низшей части его тела — ног.
19 Спустя века образовались также более низкие «подкасты», например «внекастовые» и «неприкасаемые», или, как их сострадательно назвал Махатма Ганди, хариджане — «принадлежащие богу Вишну». Хотя их дискриминация в Индии запрещена с 1948 года, «неприкасаемые» по-прежнему влачат жалкое существование.
20 Со временем все профессии и ремесла в индуистском обществе распределились между определенными кастами. Эта древняя кастовая система, отводящая каждой касте свое социальное место, на самом деле является еще и расовой, «основанной на расовых признаках: от [светлокожих] ариев до [темнокожих] додравидских племен». Само понятие «варна» (каста) означает «цвет». «Первые три касты составляли светлокожие арии; четвертую — темнокожие коренные жители, неарии» (Mackenzie D. Myths and Legends Series—India). Реальность такова, что кастовая система, вместе с учением о карме, повергла миллионы индийцев в неизбывную бедность и несправедливость.
Гнетущий цикл перерождений
21 Одно из важнейших учений, влияющих на мировоззрение и поступки индусов,— это учение о карме. В его основе лежит вера, что у любого действия есть последствия — хорошие или плохие,— которые определяют каждое существование переселяющейся души. Вот что говорит Гаруда-пурана:
Сам человек кует свой жребий; с утробы матерней уж на себе несет печать деяний, совершенных в прежней жизни. Укроется средь скал, в морской пучине, иль тихо почиет на лоне матери своей, иль возвышается он над ее главою, он обречен вкусить плодов своих поступков. [...] Что суждено — постигнет человека в предустановленный момент и час.
В Гаруда-пуране также сказано:
Снискал ли знаний в прежнем он рожденьи? По милости раздал богатство в прошлой жизни? Дела, свершенные в минувшем воплощеньи, опережают душу в странствиях ее.
22 На чем строится это учение? Бессмертная душа — основа учения о карме. Карма — как раз то, что отличает индуистское представление о душе от утвердившегося в христианском мире. Индусы верят, что душа каждого человека — джива или прана — проходит через множество реинкарнаций и, возможно, через «ад». Она должна стремиться к воссоединению с «Высшей Реальностью», называемой также «Брахманом» (не путать с индуистским богом Брахмой). Впрочем, различные христианские течения тоже учат, что душа попадает на небо, в ад, в чистилище или в лимб (Екклесиаст 9:5, 6, 10; Псалом 145:4).
23 Веруя в карму, индусы тяготеют к фатализму. Они считают, что общественное положение или условия жизни человека — это следствие его предыдущей жизни, а значит, заслуженны, какими бы они ни были. Индусы стараются прожить свою жизнь как можно лучше, чтобы облегчить грядущее существование. Поэтому они с большей готовностью принимают свою участь, чем европейцы. Во всем они видят действие закона причинно-следственной связи, тянущейся от предыдущего существования. Тут прослеживается принцип: что ты посеял в предполагаемой прошлой жизни, то пожинаешь теперь. Все это, разумеется, основано на предпосылке, что у человека есть бессмертная душа, которая потом перерождается в другую форму жизни, будь то человек, животное или растение.
24 Что же является конечной целью у индусов? Это достижение мокши (то есть «освобождения»). От чего же индусы ищут освобождения? От гнетущего цикла перерождений и все новых существований. Это освобождение «души», а не тела от материального существования. Вот как высказался один исследователь: «Поскольку мокша, или освобождение от целой череды воплощений,— это цель каждого индуса, то важнейшим событием его жизни является смерть». Мокша достигается различными путями, или марга. (Смотрите рамку на странице 110.) Просто поразительно, как сильно тут сказывается древневавилонское представление о бессмертной душе!
25 Согласно же Библии, такое пренебрежительное отношение к телесной жизни диаметрально противоположно первоначальному замыслу Бога Иеговы в отношении человечества. Создав первых людей, супружескую пару, он замыслил для них счастливое, радостное существование. Вот что говорит Библия:
Сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. [...] И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. Бытие 1:27—31
В Библии предсказывается, что на земле неминуемо наступит эра справедливости и мира, когда у каждой семьи будет достойное жилище, когда достоянием всего человечества будет совершенное здоровье и вечная жизнь (Исаия 65:17—25; 2 Петра 3:13; Откровение 21:1—4).
26 Теперь давайте узнаем, каким богам должен молиться индус, чтобы создать себе хорошую карму.
Пантеон индуизма
27 Говорят, индусы поклоняются миллионам богов. И все же различные ответвления индуизма почитают только немногих наиболее популярных богов. Трое самых значительных богов образуют индуистскую тримурти — троицу, или триаду богов. (Перечень других индуистских богов приводится в рамке на страницах 116—117.)
28 Эта триада состоит из творца Брахмы, хранителя Вишну и разрушителя Шивы; у каждого из них есть хотя бы одна супруга. Спутница Брахмы — Сарасвати, богиня мудрости. Вишну женат на Лакшми, а первой женой Шивы была Сати, которая покончила с собой. Она была первой бросившейся в жертвенный огонь женщиной, то есть первой сати. Следуя ее мифическому примеру, тысячи вдов-индусок в течение веков сжигали себя на погребальных кострах своих мужей (сейчас этот обычай вне закона). У Шивы потом была другая жена, известная под многими именами и титулами. Когда она в образе, благожелательном к людям, ее называют Парвати или Ума, а также Гаури («светло-золотистая»). Но когда она в гневе, то выступает в образе Дурги или Кали — грозной и ужасающей.
29 Брахма, центральная фигура индуистской мифологии, в повседневной жизни практически не является объектом культа. Этому богу посвящено совсем мало храмов, хотя его и называют Брахмой творцом. Индуистская мифология связывает сотворение мира с неким высшим бытием, началом, субстанцией — Брахманом, выражаемом в священном слоге ОМ или АУМ. Все три члена триады рассматриваются как часть «Бытия», и все другие боги — как его различные проявления. Какой бы бог ни считался верховным, он рассматривается как божество всеобъемлющее. Поэтому, хотя индусы почитают миллионы богов, большинство из них признают только одного истинного Бога, который может принимать множество видов: мужчины, женщины и даже животного. Вот почему исследователи склоняются к мнению, что индуизм на самом деле не политеистическая, а монотеистическая религия. Впрочем, концепция верховного Бытия впоследствии была отвергнута ведической мыслью, и на ее место пришло представление о безликом божественном принципе или реальности.
30 Вишну, доброжелательное солнечное божество, почитается прежде всего последователями вишнуизма. Он выступает в десяти аватарах, или воплощениях, среди которых Рама, Кришна и, согласно более поздней традиции, Будда. Еще одна аватара Вишну — Нараяна — «изображается в виде спящего человека, плывущего по космическим водам вместе со своей женой, богиней Лакшми, на кольцах змея Шеши, или Ананты» (The Encyclopedia of World
Faiths).
31 Шива, которого также называют Махешвара («великий господин») и Махадева («великий бог»),— это второй из великих богов; его почитают последователи шиваизма. Этого бога описывают как «великого аскета и йога, со спутанными волосами на голове, измазанного пеплом, сидящего в глубокой медитации на склонах Гималаев». Кроме того, «будучи Махадевой, великим господином творения и богом плодородия, он знаменит своим эротизмом» (The Encyclopedia of World Faiths). В культе Шивы используется лингам, или символ фаллоса. (Смотрите фотографию на странице 99.)
32 Как и во многих других религиях мира, в индуизме есть верховная богиня, которая может быть и грозной, и благосклонной. В самой приятной своей ипостаси она известна как Парвати или Ума. Ее зловещий характер проявляется в образе Дурги или Кали, кровожадной богини, требующей человеческих жертв. Как богиня-мать, Кали Ма («черная мать») почитается в качестве главного божества в шактизме. Ее изображают полуобнаженной, украшенной трупами, змеями и черепами. Душители-тхаги, почитатели этой богини, некогда приносили ей в жертву людей. Их название в английском языке даже стало нарицательным, обозначающим «головореза»
(thug).
Индуизм и река Ганг
33 Говоря об индуистских богах, нельзя не вспомнить священнейшую реку индусов — Ганг. Она занимает почетное место в индуистской мифологии. Благочестивые индусы называют ее Ганга Ма («ганга-мать»). (Смотрите карту на странице 123.) В одной молитве упоминается 108 различных имен этой реки. Почему ревностные индусы так почитают эту реку? От нее зависит их жизнь, и она связана с их древней мифологией. Они верят, что Ганга когда-то протекала на небе и была Млечным путем. Но как она стала рекой?
34 Индусы объясняют это приблизительно так: у магараджи Сагары было 60000 сыновей, которые сгорели в огне Капилы (одном из проявлений Вишну). Их души ожидал бы ад, если бы богиня Ганга не сошла с небес, не очистила их и не сняла проклятия. Бхагиратха, праправнук Сагары, выпросил у Брахмы позволение, чтобы священная Ганга сошла на землю. «Ганга ответила: „Я так могущественна, что сокрушу основания земли“. Тогда Бхагиратха, после тысячелетия суровой аскезы, отправился к Шиве, величайшему из аскетов, и умолил его стать высоко над землей, среди скал и льдов Гималаев. Шива позволил Ганге низвергнуться на его спутанные волосы, которые смягчили сокрушительный удар. Дальше Ганга плавно потекла с гор через долины, дая воду и жизнь сухой земле» (Hillary E. From the Ocean to the
Sky).
35 У вишнуитов есть несколько иная версия возникновения Ганга. В древнем тексте Вишну-пураны повествуется:
Отсюда [со святого места восседания Вишну] проистекает Ганга, смывающая все грехи. [...] Она исходит из ногтя великого пальца левой ноги Вишну.
На санскрите вишнуиты называют ее «Вишну-падабджа-самбхута», что означает «Рожденная из лотосоподобной стопы Вишну».
36 Индусы верят, что река Ганг способна освобождать, омывать, очищать и исцелять верующих. В Вишну- пуране сказано:
Святые, чей разум отдан Кешаве [Вишну], омывшись в водах этой реки, достигают окончательного освобождения. Священная река изо дня в день очищает всех, кто слышит про нее или стремится к ней, кто ее видит, трогает и пьет ее воду и в ней купается. И даже те, кто живет от нее далеко... восклицают: «Ганга! Ганга!» — и освобождаются от грехов, совершенных за три предыдущих существования.
Брахманда-пурана говорит:
Если ты хоть раз с верой окунулся в чистые воды Ганги, то роду твоему даруется избавление от сотен тысяч зол. Накопленные поколениями прегрешения упраздняются. Такое очищение дает простое купание в Ганге.
37 Индийцы приходят к реке, чтобы совершить пуджу, или богослужение; они приносят в жертву цветы, воспевают молитвы, священник рисует на лбах тилак — красный или желтый знак. Потом они заходят в воду и омываются. Многие также пьют воду, хотя в нее бросают трупы и она сильно загрязнена нечистотами и химикалиями. Впрочем, для миллионов индийцев это сущий пустяк. Они мечтают хотя бы раз окунуться в «святую реку» — настолько велика духовная притягательность Ганга.
38 Другие приносят к реке тела умерших родных. Они кремируют их на погребальном костре и развеивают над рекой пепел. По их мнению, это обеспечит вечное блаженство отлетевшей души покойного. Бедняки, не могущие заплатить за костер, просто бросают завернутые в саван тела в реку, где они разлагаются или их растерзывают стервоядные птицы... Кстати, чему учит индуизм о жизни после смерти?
Индуизм и душа
39 Ответ можно найти в Бхагавадгите:
Воплотившаяся в теле душа постепенно меняет тело ребенка на тело юноши, а затем на тело старика, и точно так же после смерти она переходит в другое тело. — БГ 2:13
40 В одном индуистском комментарии к этому тексту говорится: «Каждое живое существо, воплотившееся в материальном теле, является индивидуальной душой, и его тело постоянно меняется: ребенок становится юношей, а юноша постепенно превращается в старика. Однако сама душа при этом остается неизменной. После смерти тела индивидуальная душа меняет его на другое, и, поскольку в следующей жизни живое существо обязательно получит новое тело — либо материальное, либо духовное,— Арджуна напрасно оплакивал неминуемую смерть».
41 Обратите внимание, в комментарии говорится, что «каждое живое существо... является индивидуальной душой». Тут заметно сходство с тем, что говорит Библия в Бытии 2:7:
Создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою.
Но можно отметить и существенное различие: что такое душа — сам живой человек, с его физическими и умственными способностями, или же это нечто независимое от тела? Человек есть душа или человек имеет душу? Следующая цитата прояснит воззрения индусов.
42 В Бхагавадгите главе 2 тексте 17 сказано:
То, чем пронизано материальное тело, неразрушимо. Никто не может уничтожить бессмертную душу.
Этот текст поясняется следующим образом:
В каждом теле находится индивидуальная душа. Признаком ее присутствия является наличие в теле индивидуального сознания.
Таким образом, если Библия говорит, что человек есть душа, то индуистская доктрина — что человек имеет душу. Эта принципиальная разница глубоко влияет на учения, которые строятся на этой концепции (Числа 15:30).
43 Учение о бессмертной душе почерпнуто из зараженного источника вавилонских религиозных представлений. Логичным продолжением этого учения стала «жизнь после смерти», которая интерпретируется в разных религиях как реинкарнация, небо, ад, чистилище, лимб и тому подобное. У индусов небо и ад — промежуточные стадии, где душа ожидает очередной реинкарнации. А что же представляет собой индуистское учение об аде?
Индуистское учение об аде
44 Один из текстов Бхагавадгиты гласит (1:44):
Люди, лишась родовых законов, о Джанардана, Должны обитать в аду, как указует Писанье! — Перевод Б. Смирнова
Согласно комментарию к этому тексту, люди, погрязшие в грехе и пороке, попадают на «планеты ада», где претерпевают различные наказания. Есть, впрочем, и отличие от вечных мук в адском огне, которые проповедуются христианством: в одном издании «„Бхагавад-гиты“ как она есть» в комментарии сказано, что такое наказание не вечно. Что же собой представляет индуистский ад?
45 Вот как в Маркандея-пуране описывается участь грешника:
Тогда посланники Ямы [бога мертвых] уловляют его и в страшных путах волокут на юг. Он содрогается под их ударами, он истошно стенает и плачет, а посланники Ямы тянут его по каменистой, ухабистой земле, поросшей кушей и терниями, испещренной муравейниками и шипами, местами раскаленной, пышущей жаром солнца и полыхающей от лучей его. Влекомый беспощадными посланцами, терзаемый сотнями псов, грешник проделывает этот мучительный путь к вотчине Ямы. [...]
Когда его тело горит, он страдает от жжения; а когда его бьют или режут, он мучится от невыносимой боли.
Существо, чье тело так разрушается, хотя и превращается в иное тело, испытывает нескончаемые муки за свои злые дела. [...]
Потом, дабы очистить грехи, его отправляют в другой ад. Пройдя через все ады, грешник начинает животную жизнь. Прожив жизнь червей, насекомых и мух, хищных зверей, комаров, слонов, деревьев, лошадей, коров и другие грешные и ничтожные жизни, он, возвращаясь к человеческому существованию, рождается горбуном, уродом, карликом или чандалой.
46 Сопоставьте это с тем, что говорится в Библии:
Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению, и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части вовеки ни в чем, что делается под солнцем. Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости. — Екклесиаст 9:5, 6, 10
47 Конечно, если, как об этом говорит Библия, человек не имеет душу, а является душой, тогда жизни после смерти нет. Там нет ни блаженства, ни страданий. Все путаные теории о загробном мире в таком случае отпадают сами собой.
У индуизма появляется конкурент
48 Наш краткий обзор основных положений индуизма можно подытожить так: индуизм имеет признаки как политеистической, так и монотеистической религии, почитающей Брахмана (Высшее Бытие, начало, или субстанцию), выражаемого в священном слоге ОМ (АУМ) и проявляющегося совершенно по-разному. Также эта религия учит терпимости и поощряет милосердие к животным.
49 И все же определенные индуистские учения и традиции, например карма или несправедливая кастовая система, идолопоклонство или противоречия в мифологии, заставили некоторых мыслящих людей усомниться в правильности этой религии. Один из таких правдоискателей появился на северо-востоке Индии приблизительно 560 году до н. э. Это был Сиддхартха Гаутама. Он основал новую религию, которая не прижилась в Индии, зато, как мы увидим в следующей главе, получила распространение в других странах. Этой новой верой был буддизм.